Рассказать друзьям!
Жанр: Драма
Фильм вышел: 01.01.1970
Рейтинги: Кинопоиск: 6.624, IMDb: 6.3
Описание: Макферсон и Гулд, владельцы дюжины реакционных американских газет, систематически ведут клеветническую кампанию против Советского Союза. Чтобы получить "свежий" материал, они посылают в Россию журналиста Гарри Смита...
Ключевые слова: американский злодей, пресса, советская пропаганда, российский актер, играющий иностранца, пропагандистский фильм
Фильм вышел: 01.01.1970
Рейтинги: Кинопоиск: 6.624, IMDb: 6.3
Что самое замечательное в "Русском вопросе", так это изощренность изображения конфликтов интересов, которые проявляются даже в так называемом свободном обществе. Политические и культурные табу, которые заставляют людей говорить удобную ложь, а не подвергать сомнению общепринятую мудрость, раскрываются в фильме и рассматриваются с умом и нюансами. Учитывая неудачи "свободной" прессы в преддверии войны в Ираке и попрание администрацией Буша гражданских свобод во имя "войны" с терроризмом на протяжении последних семи лет, проблемы фильма поразительно актуальны даже спустя 60 лет после его создания. Очевидно, что было бы много критики в отношении СССР, все еще находящегося под железной хваткой Сталина в конце 1940-х годов, Но только потому, что политика фильма соответствует пропагандистским потребностям Советов (как они могли этого не делать?), Не означает, что они неуместны или некорректны как критика американского общества, которая, тогда, как и сейчас, делает экстравагантные, а иногда и пустые заявления о своей свободе и демократической силе. Я отдаю должное режиссеру Михаилу Ромму (известному и способному режиссеру, который сумел создать подобную интеллектуальную работу даже в условиях сталинизма) за его способность сосредоточиться на критике этих утверждений западного общества, а не на восхвалении СССР - виртуальное требование для большинства сталинских фильмов. Например, когда журналист совершает поездку в Россию, я вполне ожидал получить радужные и пространные описания жизни в "социалистическом раю". Но Ромм проницательно избегает чрезмерных восхвалений социализма, в основном ограничивая эту часть фильма кратким монтажом, показывающим парады, фабрики и другие стереотипные признаки советской рекламы. Затем он немедленно возвращает фильм в Нью-Йорк, и перед репортером встает постоянная дилемма: говорить правду такой, какой он ее видит, - даже если это означает конец его карьеры, - или рассказывать политически целесообразную ложь о советском обществе, которая сослужит ему хорошую службу перед власть имущими. В целом, я обнаружил, что "Русский вопрос" является гораздо более глубоким и вдумчивым анализом "свободы", чем любой соответствующий документ, который я видел на Западе о тоталитарном социализме. Практически каждый пример такого рода кино, с которым я сталкивался, который исходил из Голливуда во время холодной войны, имеет тенденцию быть более или менее истеричным и простодушным в изображении злых, злобных коммунистов.
Ответить